Русский Английский
Поиск На главную страницу Карта сайта Сообщение Администратору

Северомуйский тоннель
Даты строительства 1977 г. - 30 марта 2001 г.
Дата ввода в эксплуатацию 21 декабря 2003 г.
Строители На сооружении трудилось в разное время 6 тоннельных отрядов
численностью свыше 8000 человек
Протяженность тоннеля
со вспомогательными выработками
15 343 м
45 км
Сечение тоннеля в проходке 67 м2
География Восточно-Сибирская железная дорога
Карта

Краткая справка

Северомуйский тоннель - самый большой тоннель России. Строительство его было осуществлено в совершенно необжитом краю с суровыми климатическими условиями и в районе постоянных землетрясений (сейсмичность района 9 баллов).

На строительстве тоннеля испытывались строительные механизмы и машины из десяти стран мира. Только для обеспечения основных производственных процессов применялось свыше 850 единиц оборудования.

Северо-Муйский тоннель - уникальное инженерное сооружение по многим показателям своего существования, проектирования и строительства. Это 40,5 км горных выработок, 1,5 млн.куб.м вынутого грунта, 700 тыс.куб.м монолитного бетона, 55 345 смонтированных чугунных тюбингов, 70 тыс.т металлопроката.

Неординарные инженерно-геологические условия, наличие большого количества тектонических разломов, различных по строению, протяженности, обводненности, требовали изменения способов проходки по длине трассы тоннеля.
За время сооружения этого тоннеля были освоены технологии:

  • проходки механизированными тоннелепроходческими комплексами диаметрами 4,5 и 5,6 м фирм Robbins (США) и Wirth (Германия), а также отечественными щитами диаметром до 9,7 м;
  • скоростной проходки горным способом в широком диапазоне горно-гидрогеологических условий в породах с коэффициентом крепости от 0,6-2 до 14-18 (по Протодьяконову), с применением высокопроизводительных буровых установок сечением до 56 м2 фирм Furukawa (Япония), Tamrock (Финляндия);
  • возведения железобетонной обделки в тоннелях при помощи механизированной опалубки сечением до 60 м2 фирмы Saga Kogio (Япония);
  • вертикального и горизонтального водопонижения путем бурения скважин на длину до 500 м;
  • применения сейсмо- и термостойкой двухслойной обделки тоннеля;
  • отработаны методы скоростной проходки в различных геологических условиях.

Для расширения фронта проходческих работ и устройства постоянной вентиляции тоннеля в период эксплуатации было построено четыре шахтных ствола глубиной от 170 до 350 м.

При строительстве тоннеля была разработана и применена технология химического закрепления неустойчивых грунтов в зонах тектонических разломов.

Впервые в общественной практике была разработана и внедрена автоматизированная система управления технологическим процессом (АСУТП) при строительстве.

30 марта 2001 года состоялась сквозная, "золотая" сбойка тоннеля, расхождение осей встречных забоев составило всего 13 миллиметров, при допустимых 317 мм.

Северомуйский тоннель
©Copyright ОАО "БАМТОННЕЛЬСТРОЙ", 2011
Рейтинг@Mail.ru